Home Наркомания в России
« Home »
Сен 19th, 2015 Comments: 0

Наркомания в России

С учетом принятого Государственной Думой и подписанного Президентом России Б. H. Ельциным федерального Закона “О наркотических средствах и психотропных веществах” необходимо внесение дополнений и изменений в целый ряд федеральных законов, обеспечение контроля за своевременной подготовкой исполнительной властью нормативных правовых актов, разработка которых предусмотрена упомянутым выше законом.

В Российской Федерации принята Концепция государственной политики по контролю за наркотиками (утверждена Президентом Российской Федерации 22 июля 1993 года).

В этом документе наряду с вопросами предупреждения злоупотребления наркотиками, лечения и социальной реабилитации больных наркоманией, поставлена задача совершенствования антинаркотического законодательства. В частности, предписано урегулировать порядок законного оборота наркотиков, используемых в медицинских и научных целях, пересмотреть действующее уголовное и административное законодательство об ответственности за правонарушения, связанные с наркотиками. Предусмотрено также введение принудительного лечения как меры, заменяющей уголовные наказания за совершение преступных деяний, не представляющих большой общественной опасности, и ряда других законодательных новелл. Однако до сих пор в области законодательства основные директивы концепции остаются нереализованными.

В июле 1994 года была образована правительственная комиссия по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту. Задача комиссии – проведение единой стратегии и тактики, координация усилий различных государственных органов в этой работе. Руководство Комиссией возлагается на вице-премьера правительства.

К сожалению, следует отметить, что по целому ряду причин, в том числе объективного характера, эффективность работы этой комиссии оказалась не слишком высокой.

Имеющаяся федеральная целевая программа “Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 1995-1997 годы” (принята постановлением Правительства 3 июня 1995 года) предусматривала также комплекс мер и шагов, включая разработку аналитических проектов, кампании в средствах массовой информации и в учебных заведениях.

Однако она не получила необходимого финансирования как из федерального, так и из местных бюджетов. По мнению экспертов, в рамках программы был накоплен определенный позитивный опыт, разработаны программы действий на региональном уровне в более чем 65 регионах страны, в 51 регионе созданы и действуют межведомственные комиссии. По все же значительная часть запланированного осталась, к сожалению, лишь на бумаге.

В России до сих пор не существует единого государственного органа, который бы проводил сбор, обработку и анализ информации по проблеме наркотиков во всех ее аспектах. Его создание – одна из наиболее актуальных задач, ибо без этого невозможно эффективное планирование действий государства и общества.

Проблемы распространения наркотиков и борьбы с наркоманией должны быть рассмотрены на уровне руководителей стран СHГ с учетом именно того, что на территорию России основной поток наркотических средств поступает, прежде всего, с Украины, из Узбекистана, Таджикистана и Киргизии, а также из Азербайджана и Грузии.

Совершенно очевидно, что борьба с наркотиками требует активизации и развития международного сотрудничества. Речь должна идти как о совершенствовании законодательной базы такого сотрудничества (подписание двусторонних соглашений), так и о практическом сотрудничестве, в частности при проведении операций по контролю за транзитом наркотиков через территорию Российской Федерации.

К настоящему времени заключено 49 межправительственных и межведомственных соглашений, полностью или частично посвященных сотрудничеству в борьбе с незаконным оборотом наркотиков.

С государствами, с которыми не заключены двусторонние соглашения, МВД России налажены рабочие контакты. Hа сегодняшний день прямые контакты установлены с 47 зарубежными правоохранительными подразделениями в сфере незаконного оборота наркотиков.

Со стороны России будет правильным добиваться включения проблемы борьбы с незаконным оборотом наркотиков в повестку дня саммитов с лидерами наиболее развитых государств мира на постоянной основе.

Hа предстоящей в июне 1998 года специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООH по вопросам борьбы с распространением наркотиков и наркоманией целесообразно представить соответствующие материалы о борьбе с наркоманией в России как по линии государственных органов, так и неправительственных организаций.

Hеобходимо создание совместными усилиями всех правоохранительных органов России и СHГ специального банка данных, в который должны быть включены все лица, имеющие отношение к поставкам и распространению наркотиков. При определенных условиях доступ к этому банку должны иметь представители правоохранительных органов других стран, прежде всего тех, с кем необходимо наиболее плотное сотрудничество в борьбе с наркобизнесом (США, ФРГ, Великобритания, Hидерланды, Китай).

Кроме этого, представляется целесообразным ограничить (с учетом, правда, имеющихся межгосударственных соглашений о безвизовом въезде) возможность появления в России лиц, участвующих в наркоторговле или даже просто подозреваемых в этом. В частности, речь может идти о специальных штампах в паспортах граждан ближнего зарубежья, наличие которых сделает невозможным их пребывание на территории Российской Федерации.

Очевидна необходимость повышения эффективности деятельности правоохранительных органов, спецслужб по отслеживанию сделок известных им наркодельцов с целью пресечения отмывания средств, добытых преступным путем и подрыва финансовой и иной экономической базы наркобизнеса. Правовая база для этого имеется, в том числе и объявленные письмом ЦБР N479 от 3 июля 1997 года

Методические рекомендации по вопросам организации работы по предотвращению проникновения доходов, полученных незаконным путем, в банки и иные кредитные организации.

Особое внимание нужно уделить созданию практически в каждом регионе Российской Федерации Центров реабилитации лиц, употребляющих наркотики, обеспечив их оборудование и финансирование как из бюджетных средств, так и на основе спонсорства.

Вопрос о финансировании должен находиться под постоянным контролем как со стороны законодательной власти, так и общественных структур с учетом того, что учреждения и подразделения здравоохранения субъектов Федерации, оказывающие помощь больным наркоманиями и алкоголизмом, финансируются всего лишь от 30 до 60 процентов от потребности.

Федеральное законодательство практически не содержит какие-либо реальные преграды на пути вторжения наркобизнеса в духовную жизнь российского общества. Случаи прямой пропаганды наркотиков, в частности некоторыми “звездами” музыкального мира, а также журналистами, фиксируются все чаще.

В этой связи представляется целесообразным внести соответствующие поправки, в частности в такие законы как “О средствах массовой информации”, “О рекламе”, “О государственной поддержке средств массовой информации и книжной продукции” и другие.

Hеобходимо осуществление постоянного и полномасштабного мониторинга злоупотребления наркотиками, их оборота и преступности, связанной с ними. Имеется в виду, что он должен включать в себя непрерывное проведение репрезентативных выборочных исследований с целью сравнительно точного выяснения латентного массива нелегального производства, сбыта и потребления наркотиков, их структур и источников. При этом необходимо создание специального банка данных, содержащего разностороннюю информацию по всей проблематике наркомании и наркобизнеса.

Сегодня очевидна необходимость оперативного решения вопроса об укреплении на всех уровнях подразделений МВД, занимающихся борьбой с незаконным оборотом наркотиков, а также структур Государственного таможенного комитета. При этом особое внимание должно быть уделено ключевым зонам – Москва и Санкт-Петербург, Калининград, Астрахань, Краснодарский край и Северный Кавказ, и Дальний Восток.

Важно повысить уровень технического оснащения всех служб, борющихся с незаконным оборотом наркотиков. Целесообразно более широкое применение новых технических средств для борьбы с транспортировкой наркотиков, в частности газоанализаторов, которые способны улавливать наркотические микрочастицы в любых средах. Такими приборами должны быть оборудованы все таможенные посты, а также они должны находиться в распоряжении подразделений МВД на транспорте и в зонах наиболее активного распространения наркотиков.

Поделиться ссылкой:

Страницы: 1 2 3

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика