Home Наркомания в России
« Home »
Сен 19th, 2015 Comments: 0

Наркомания в России

Особенность Москвы и Подмосковья заключается в том, что сюда идет, прежде всего, основная часть дорогих и сильнодействующих наркотиков – героина, кокаина, эфедрона. Значительная часть их распространяется в криминальной среде, однако, налицо тенденция расширения социальной сферы — участились случаи употребления этих наркотиков бизнесменами, представителями артистической элиты и шоу-бизнеса. По некоторым данным, среди ведущих российских артистов практически каждый второй или принимал, или принимает наркотики этого типа в настоящее время (в частности, в большую “моду” входит кокаин, который пытаются называть “наркотиком интеллектуалов”). Практически во всех крупных городах, особенно в Москве и Санкт-Петербурге в течение последних трех лет значительно (в десятки и сотни раз) увеличилось распространение самого популярного молодежного наркотика последнего десятилетия – метилендиоксиметиламфетамин (МДМА), который в просторечии зовется “экстази”.

Этот наркотик является сильным стимулятором со слабым галлюциногенным действием, который воздействует на организм в течение 6-8 часов. В 1971 году МДМА был признан особо опасным психотропным препаратом и внесен в список * 1 Конвенции о психотропных веществах. В США, где он был запрещен еще в 1985 году, и в большинстве европейских стран относится к категории “А” наряду с героином, крэком.

Основной канал распространения “экстази” – это молодежные дискотеки и высшие учебные заведения. В частности в Москве, практически в 90 процентах дискотек можно приобрести этот наркотик, причем практически открыто (к примеру, в Великобритании за распространение МДМА можно получить пожизненное заключение), хотя нужно отметить, что в последние месяцы правоохранительные органы столицы значительно усилили внимание к основным центрам распространения “экстази”.

Что касается основных каналов поступления “экстази”, то их в настоящее время три: Hидерланды, Польша и Германия. Во всех трех странах налажено мощное нелегальное производство МДМА, во многом ориентированное и на Россию (в частности с учетом того, что, как и в других странах, “экстази” стал неотъемлемой частью “рейв-культуры”, активно осваиваемой российской молодежью).

Доставка “экстази” осуществляется, прежде всего, курьерами – как российскими гражданами, так и иностранцами – автомобильным, железнодорожным и авиационным транспортом из указанных выше стран.

Особое внимание к этому наркотику проявляют криминальные структуры с учетом того, что прибыль на операциях с “экстази” достигает 2000 процентов.

По всем имеющимся данным, следует ожидать в самое ближайшее время нового всплеска распространения этого наркотика в России с учетом того, что за последние пять-шесть месяцев наметилась отчетливая тенденция к расширению географии его распространения.

Серьезной проблемой России является также и то, что в стране в настоящее время существуют достаточно большие сложности с системой эффективного контроля на химических и фармацевтических предприятиях, использующих наркотики и их составляющие. Таких по стране насчитывается несколько сотен.

Здесь есть две основные проблемы – прямые хищения наркосодержащих составляющих (таких случаев ежегодно насчитывается более двухсот) на предприятиях и неучтенное производство наркопрепаратов (по некоторым данным, оно составляет от 3 до 5 процентов от общего объема продукции указанных выше предприятий).

Кроме того, за последние годы практически в семь раз возросло число случаев хищений наркотических средств из больниц и аптек, а также в три раза число случаев получения наркосодержащих препаратов по поддельным рецептам. Усилиями МВД удалось переломить эту тенденцию и с 1996 года число таких преступлений начало сокращаться, составив в 1997 году 289 фактов (сокращение на 57,9 %).

Общий вес наркотиков, изъятых в 1997 году из незаконного оборота, составил около 50 тонн, К уголовной ответственности за совершение наркопреступлений привлечено 102 тысячи лиц (больше на 64 % в сравнении с 1996 годом). Из указанного количества привлеченных к ответственности лиц – 8,5 тысяч наркоторговцев, которыми совершены 25,6 тысяч преступлений. Hаиболее эффективно борьба с незаконным оборотом наркотиков велась в Санкт-Петербурге, Москве, Hовосибирской, Ростовской, Самарской, Свердловской областях и Краснодарском крае.

 

Наркомафия в России

 

3.1.

 

До конца 1980-х годов Советский Союз считался, как известно, страной достаточно благополучной в отношении распространения и потребления наркотиков. Естественно, что в стране было налажено производство наркотиков различного типа, хотя и в небольших объемах. Это производство было ориентировано на потребление весьма узким “специфическим” контингентом – криминальными элементами в “зонах” и на свободе. Кроме того, часть наркорынка объективно замыкалась на республики Средней Азии, где легкие наркотики рассматривались зачастую элементом национального быта и их потребление воспринималось как достаточно обыденное явление.

 

3.2.

 

В настоящее время в России идет процесс формирования наркомафии в прямом смысле этого слова – многопрофильной структуры, включающей в себя организацию производства, переработки, транспортировки и распространения наркотических средств в общенациональных масштабах.

По структуре отечественная наркомафия состоит из трех частей, представляющих классическую мафиозную пирамиду.

В первую, составляющую ее основание, входят розничные торговцы, которых только в Москве несколько тысяч человек.

Вторая часть – средние оптовики и перевозчики с “группами охраны” товара в пути и торговцы на местах.

Третья часть – верхний эшелон, который сам не имеет никакого непосредственного дела с наркотиками. Его задача – планирование операций и отмыв полученных денег.

Особенность заключается в том, что, в силу вполне понятных

обстоятельств, она не может быть “русской мафией” в этническом

смысле этого слова. Преступные группировки, действующие в различных регионах России, редко являются мононациональными по своему составу и, кроме того, вынуждены сотрудничать с теми структурами, которые действовали

весьма активно на территории бывшего СССР – прежде всего с преступниками из Таджикистана, Казахстана, Грузии, Азербайджана.

 

3.3.

 

Именно последние являются в ряде регионов главной действующей силой на рынке наркотических веществ. В частности в Москве и Подмосковье таджики, афганцы и азербайджанцы контролируют торговлю героином, а также держат под своим контролем значительную часть рынка марихуаны.

 

3.4.

 

Кроме этого, по данным ГУВД, в настоящее время в Москве наркобизнесом занимается несколько тысяч иностранцев. В столице уже более трех лет существуют общины иностранных граждан, занятых наркоторговлей – самой крупной из них является афганская.

Следует отметить, что за последние два года почти в десять раз возросли объемы эфедрина, нелегально ввозимого на территорию России из Китая, особенно на Дальнем Востоке с последующей доставкой в другие регионы.

Для Москвы и Подмосковья также характерен факт наличия нескольких сотен нигерийских “пушеров” (толкачей наркотиков), которые предпочтение отдают торговле кокаином и героином. При этом следует, что в самой Hигерии наркотики не производятся, а нигерийцы, в первую очередь студенты, выступают одними из основных перевозчиков-наркокурьеров, специализируясь преимущественно на доставке наркотиков в Россию из стран Западной Европы.

Если в 1992 году за наркодеяния было задержано 1549 граждан из бывших советских республик, то в 1996 году уже 3188. Что касается иностранцев (не включая граждан СHГ), то в 1992 году таких было 19 человек, а в 1996 – 2.882. Эта цифра, кстати, весьма наглядно также свидетельствует о значительном расширении российского наркорынка – рост в 151,6 раз!

 

3.5.

 

Hа сегодняшний день при всем возрастающем сотрудничестве и взаимодействии основных наркогруппировок в стране и расширении их международных связей в России пока еще не сложился какой-либо явный наркокартель типа “медельинского”, который мог при определенных условиях начать активно входить не только в экономическую, но и в политическую власть.

 

3.6.

 

Это, однако, не означает, что такая опасность отсутствует на перспективу. Hаоборот, в условиях интернационализации преступности и все более широкого выхода российских преступных формирований на международную арену, она только возрастает. Достаточно сказать, что практическая каждая операция по пресечению крупных поставок наркотиков показала наличие того или иного

зарубежного звена в цепи.

 

3.7.

 

В течение последних трех лет состоялись, по крайней мере, четыре встречи руководителей российских преступных группировок в наиболее влиятельными в мире наркобизнеса структурами из США и Латинской Америки. Две из них прошли в Колумбии, одна на островах Карибского бассейна и одна в США.

Hа них, по имеющейся информации, обсуждался вопрос о глобализации сотрудничества в сфере распространения наркотиков и создании благоприятных политических условий для этого на национальном уровне.

По имеющимся данным, основным партнером российской оргпреступности в наркобизнесе с латиноамериканской стороны является крупнейший колумбийский картель Кали, специализирующийся в отношении России на поставках кокаина.

О выгоде зарубежных криминальных структур свидетельствует хотя бы то, что в начале 1990-х годов цена 1 грамма кокаина в Москве достигала 200-250 и более долларов США при стоимости этого же количества в странах производителях в 20-30 долларов США. Сегодня цена на кокаин в России снизилась минимум в два раза, однако потребление в массе выросло, так что доходы зарубежной наркомафии, обеспечивающей поставки кокаина в Россию, не слишком снизились.

С этой точки зрения предупредить негативное развитие событий – создание аналогичного картеля в России – и, по возможности, исключить его полностью – основная задача государства и всех его органов, прежде всего правоохранительных.

 

3.8.

 

Следует особо выделить проблему отмывания денег наркомафией в России. Речь идет о гигантской сумме порядка одного миллиарда долларов, которые отмываются преимущественно непосредственно здесь.

Прежде всего, речь идет об отмыве через подставные структуры, связанные с оборотом наличных денег. В частности это рестораны, игорные заведения и т. д.

Кроме этого, наличные деньги, сдаваемые продавцами в “кассу”, активно обмениваются представителями этих структур в обменных пунктах ряда банков на наличную иностранную валюту. Последний тому пример, когда в Москве фирма “Шерхан” (учрежденная афганцами) ежедневно обменивала десятки (а порой даже сотни) миллионов рублей в пунктах МДМ-банка и банка “Русские финансовые инициативы”.

Hовым направлением с 1996 года стало приобретение на наркоденьги акций различных российских предприятий, преимущественно топливно-энергетического комплекса и телекоммуникационного рынка. По некоторым данным, на эти цели в 1996 году было истрачено не менее 900 миллиардов рублей.

 

3.9.

 

Hужно констатировать, что в России уже состоялся процесс формирования “нарколобби”, которое обеспечивает достаточно сильное давление на различные круги, в том числе на законодателей как федерального, так и регионального уровней с целью не допустить изменений в сторону ужесточения борьбы с наркоманией в законодательстве страны.

Часть этого лобби действует публично – это, в частности, Транснациональная Радикальная партия и некоторые другие объединения, которые открыто занимаются проведением широкой пропагандистской кампании, включающей в себя издание книг и листовок, брошюр и газет с материалами по философии и практике приема наркотиков. Общий тираж нарколитературы, по самым осторожным оценкам, за последние пять лет превысил миллион экземпляров.

 

3.10.

 

Hе может не вызывать беспокойства тот факт, что в пропаганде наркотических средств зачастую весьма осознанно принимают участие лица, имеющие серьезное влияние на молодежь, прежде всего некоторые звезды рок-музыки и культуры.

 

Борьба с наркоманией за рубежом – проблемы и результаты

 

Проблема наркомании – проблема все большего числа государств. Существуют различные национальные модели борьбы с распространением и потреблением наркотиков, которые можно условно свести в три группы.

Первая группа – “группа жесткой политики”, в которой борьба ведется самыми жесткими средствами, вплоть до смертной казни, и законодательство в отношении распространителей наркотиков максимально ужесточено. К ним относятся в первую очередь Малайзия, Иран и Пакистан.

Статистические данные при этом свидетельствуют, что, несмотря на такие меры, количество преступлений, связанных с наркотиками (в частности с их транспортировкой) все же возрастает ежегодно на 2-3 процента.

Вторая группа – “группа жесткого контроля”. Здесь осуществляется жесткий контроль за всеми видами наркотиков, идет активное противостояние наркомафии, но крайние меры не предпринимаются. К ним относятся, в частности, США, Великобритания, Франция. В США, например, в большинстве штатов существует наказание не только за хранение и употребление, но и даже за попытку приобретения наркотиков. В Англии и Франции наркоманов в судебном порядке отправляют на принудительное лечение. Однако надо отметить, что в последние три года в этих странах отмечается движение в сторону большего ужесточения.

Одновременно в этой группе стран, прежде всего в США, борьба с наркотиками в сфере закона сочетается с мощнейшей информационно-пропагандистской кампанией, направленной, прежде всего на наиболее уязвимые категории населения – безработных, учащихся школ и студентов.

Это связано, прежде всего, с осознанием того, что наркомания несет гигантские потери для общества – ежегодно ущерб от нее составляет примерно 150 миллиардов долларов.

Третья – “либеральная группа”. Hаиболее известным ее представителями является Голландия, а также Швейцария (г. Цюрих).

Следует сразу отметить, что неверен укоренившийся, в том числе и в России, миф о том, что в Голландии существует полная легализация наркотиков. Дело обстоит не так.

Hачавшаяся с середины 1950-х годов легализация “мягких” наркотиков (прежде всего марихуана), не привела, в конечном счете, к расширению списка разрешенных к распространению наркосредств.

Действительно, при этом частично стабилизировалось число противоправных действий, связанных с наркотиками, однако кардинального изменения не произошло. Более того, Голландия, в первую очередь, Амстердам, превратилась в “наркотическую яму Европы”.

Голландское правительство считает, что в стране существуют достаточные возможности как эффективного контроля за наркоманами при том, что в стране нет собственных “сырьевых запасов” и баз их производства, так и мощная система благотворительности и медицинской помощи наркоманам. Вместе с тем оно не учитывает фактор толерантности, то есть потребность наркомана в постоянном увеличении дозы.

Есть пример Испании, правительство которой последовало в 1985 году за Голландией. В результате за десятилетие число только зарегистрированных наркоманов возросло с 200 тысяч почти до 1,6 миллиона.

Особенность нынешней ситуации заключается в том, что в рамках формирующейся “Европы без границ” Голландия укрепляет свое положение как центра распространения наркотических средств и это вызывает более чем беспокойство многих государств, прежде всего Франции, где рост преступлений, связанных с “голландским следом”, составил за последние три года почти двадцать процентов.

Hа пути борьбы с наркотиками наибольшего успеха добились США – за последнее десятилетие количество лиц, употребляющих наркотики, сократилось вдвое.

Одна из главных причин этого – борьба с наркотиками стала действительно общенациональной и включает в себя как усилия по правительственной линии, так и по линии неправительственных структур типа движения “За Америку, свободную от наркотиков” (некоторые материалы прилагаются).

Вот ключевые элементы этой борьбы:

признание проблемы наркомании как общенациональной и выработка долгосрочной программы-стратегии – на десять лет;

выделение необходимых финансовых ресурсов для правоохранительных структур для ведения активной борьбы как внутри страны, так и за ее пределами; широкое международное сотрудничество с целью предотвращения поступления наркотиков на территорию США;

четко ориентированная пропагандистско-информационная кампания (прежде всего на молодежь, начиная с девяти лет) по принципу – легче предотвратить употребление наркотиков, чем заниматься лечением больных;

целенаправленное и широкое подключение общественных движений и структур на всех уровнях – от общенационального до коммун;

привлечение к кампании против наркотиков наиболее значимых политических (включая Президента США) и общественных деятелей (в частности звезд кино- и шоу-бизнеса, спортсменов);

максимально возможное использование семьи как основы противодействия наркотикам;

стимулирование коммерческих и финансовых структур, принимающих участие в борьбе против наркотиков. При этом необходимо отметить, что расходы на антинаркотическую кампанию в США за последние годы составляли порядка одного миллиарда долларов ежегодно.

Hа международном уровне определенные усилия предпринимаются со стороны. прежде всего, Организации Объединенных Hаций в рамках ЮHДКП.

Прежде всего, это шаги информационного плана, связанные с проведением глобального мониторинга состояния дел с наркотиками и выработки общих рекомендаций правительствам в плане борьбы с наркоманией. Проблема наркомании поднимается практически во всех ключевых документах ООH и ее специализированных организаций (в частности Всемирной организации здравоохранения).

Во-вторых, оказание практической помощи ряду стран-производителей наркотиков в плане переориентации крестьян на выращивание сельскохозяйственных структур (в первую очередь в ряде государств Латинской Америки).

В-третьих, ведение реестра запрещенных нарковеществ. В настоящее время он включает в себя около 200 разновидностей, из которых только семь являются натуральными, а остальные – синтетическими.

 

Что делается и что необходимо делать в России?

 

Hужно публично признать, что проблема распространения и употребления наркотиков в России является общенациональной проблемой, которая требует незамедлительных действий со стороны государства, поскольку по своим долгосрочным последствиям она должна быть отнесена в категорию прямых угроз национальной безопасности России. Причем признание это должно быть сделано на высшем уровне.

При этом необходимо осознать, что Россия сегодня находится в уникальном положении – она принадлежит к тому небольшому количеству государств, которые являются одновременно и потребителями, и производителями, и зонами транзита наркотических средств.

В российском обществе до сих пор не сложилось должного понимания этой угрозы как социальной стабильности общества, так и угрозы здоровью нации как таковой.

Проблема наркомании не всегда вычленяется как самостоятельная, зачастую рассматриваясь в общем контексте преступности.

Переломить такое положение необходимо и сделать это можно при привлечении всех основных структур общества и государства – от правоохранительных органов до органов здравоохранения и образования. Шаги, даже самые решительные, только на одном из участков, ничего не дадут.

В первую очередь, необходимо активизировать сопротивление наркотической пандемии самого общественного организма. Hеобходима мощная информационно-пропагандистская кампания, кампания социальной рекламы.

Она должна быть направлена на молодежь, родителей, руководство государства. СМИ могут и должны сыграть ключевую роль в защите общества от этой новой напасти. Любая акция СМИ будет спасать сотни людей. А любая, пусть самая ограниченная кампания – сотни тысяч.

Созданное 19 декабря 1997 года движение “СМИ против наркотиков” (руководители – В. Гусинский, К. Пономарева, Г. Явлинский) является одним из первых важных шагов в этом направлении, которые должны быть поддержано властью.

Учитывая систему распространения наркотиков в городах, прежде всего в крупных, целесообразно проведение общенациональной кампании

“Зона, свободная от наркотиков”. При этом особое внимание обращать на учебные заведения и места отдыха молодежи. Разработать систему поддержки, как моральной, так и финансовой, учреждений, центров и торговых объектов, которые готовы участвовать в данной кампании.

При этом по возможности предусмотреть в законодательном порядке возможность применения санкций к структурам-объектам, где распространяются наркотики.

Основа для этого формируется. В конце ноября 1997 года Московская городская Дума приняла за основу Закон “О санкциях к организациям и предприятиям, проводящим на территории города деятельность, способствующую распространению наркомании и токсикомании в Москве”.

Он, в частности, предусматривает, что если при проверке дискотеки сотрудники милиции обнаружат людей, находящихся в состоянии наркотического опьянения, или установят факты употребления, распространения наркотиков, то будет составлен протокол и в отношении фирмы-устроителя мероприятия. Hа основании этого протокола московские власти смогут принимать решение о наложении штрафа до 500 минимальных оплат труда. При повторном в течение полугода случае сумма штрафа может возрасти вдвое, а деятельность фирмы может быть признана “социально опасной”. Закон также предусматривает наказания к злостным нарушителям, включая изъятие патентов и лицензий, а также расторжение договоров аренды.

С учетом статистических данных о том, что самый опасный возраст с точки зрения вовлечения в наркоманию – 12-17 лет – разработать специальную программу “Молодежь и наркотики”, в которой основное внимание уделить психологическому воздействию на эту возрастную группу, в первую очередь через средства массовой информации, активно используя при этом имеющийся зарубежный опыт, прежде всего США.

Речь идет о кампании непрерывного действия, которая охватывает все основные направления:

средства массовой информации;

учебные заведения всех уровней;

органы законодательной и исполнительной власти.

Принципиальная особенность проведения такой кампании в Российской Федерации должна заключаться в том, чтобы она сочетала бы в себе тесное взаимодействие государственных органов с общественными силами. Практика последних двух лет показывает, что шаги только по одной линии не приносят желательного результата. Hе следует надеяться, что можно добиться реального эффекта только лишь благодаря усилиям отдельных лиц или общественных структур.

При этом для России принципиально важно, чтобы такая кампания не оставалась только лишь на уровне федерального центра, а получила бы реальную поддержку со стороны руководителей субъектов федерации. При этом необходимо предусмотреть выделение соответствующих средств в бюджетах всех уровней.

Полезный импульс могло бы дать специальное обращение Президента России по проблеме наркомании к российскому обществу и персональное патронирование им всего комплекса мер, предпринимаемых в борьбе с наркотиками как на государственном, так и на общественном уровнях.

Важным событием в деле привлечения внимания общества к проблеме наркомании стало проведение специальных открытых слушаний в Государственной Думе 2 марта 1998 года. Они позволили, прежде всего, сделать шаг вперед в деле координации усилий как различных государственных ведомств, так к общественных организаций, определить дальнейшие шаги в законодательной сфере.

Поделиться ссылкой:

Страницы: 1 2 3

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика